Образовательная программа муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад присмотра и оздоровления № 4" города Буйнакск.
Описание образовательной программы
КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
МКДОУ «ДСПО №
4»
Образовательная программа
МКДОУ «ДСПО № 4» разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Программа направлена на разностороннее развитие детей с 2 до 7
лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе
достижение уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения
ими образовательных программ начального общего образования. Программа основана
на принципе индивидуального подхода к детям и учета специфичных для детей
дошкольного возраста видов деятельности. Программа определяет комплекс основных
характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые
результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), требования к
условиям реализации Программы.
Программа направлена:
· на создание
условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной
социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
соответствующих возрасту видах деятельности (игры, познавательной и
исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно
– эстетическое развитие ребёнка);
· на создание
развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий
социализации и индивидуализации детей.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и
способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие
направления развития и образования детей (образовательные области):
· Социально-коммуникативное
развитие;
· Познавательное
развитие;
· Речевое развитие
· Художественно-эстетическое
развитие;
· Физическое
развитие.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный
и организационный.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и
планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной
программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования,
которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного
образования:
· ребёнок овладевает
основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и
самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
· ребёнок обладает
установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям
и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том
числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
· ребёнок обладает
развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и
прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает
условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным
нормам;
· ребёнок достаточно
хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может
использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого
высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка
складываются предпосылки грамотности;
· у ребёнка развита
крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями,
может контролировать свои движения и управлять ими;
· ребёнок способен к
волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в
разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,
может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
· ребёнок проявляет
любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения
явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором
он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и
т.п.;
· ребёнок способен к
принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных
видах деятельности.
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы,
обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений (вариативная часть). Обязательная
часть Программы отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие
детей во всех пяти образовательных областях, с учётом используемых вариативных
программ:
1. ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Под. Ред. Р.Б.СТЕРКИНОЙ, О.Л.КНЯЗЕВОЙ,
Н.Н.АВДЕЕВОЙ
Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного
возраста.Программа направлена на формирование навыков у ребёнка адекватного
поведения в опасных ситуациях.
Цель программы - сформировать у ребёнка навыки безопасного поведения в различных ситуациях
-дома и на улице
-в транспорте
-при общении с незнакомыми людьми
-при действиях с пожароопасными предметами, животными и
ядовитыми растениями
Программа способствует становлению у ребёнка основ экологической
культуры, приобщению к здоровому образу жизни.
Организационный раздел содержит описание
материально-технического обеспечения Программы, включает распорядок и режим
дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;
особенности организации предметно-пространственной среды, особенности
взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Цель взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьёй
заключается в обеспечении разносторонней поддержки воспитательного потенциала
семьи, помощи родителям в осознании самоценности дошкольного периода детства
как базиса для всей последующей жизни человека.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по
вопросам образования ребёнка происходит через непосредственное вовлечение их в
образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов
совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных
инициатив семьи.
Эффективное взаимодействие педагогического коллектива ДОУ и
семьи возможно только при соблюдении комплекса психолого-педагогических
условий:
- поддержка эмоциональных сил ребёнка в процессе его
взаимодействия с семьёй, осознание ценности семьи как «эмоционального тыла» для
ребёнка;
- учёт в содержании общения с родителями разнородного характера
социокультурных потребностей и интересов;
- нацеленность содержания общения с родителями на укрепление
детско-родительских отношений;
- сочетание комплекса форм сотрудничества с методами активизации
и развития педагогической рефлексии родителей;
- практическая направленность психолого-педагогических
технологий сотрудничества с семьями на овладение родителями разными видами
контакта и общения с ребёнком (вербального, невербального, игрового).
Принципы руководства взаимодействием
общественного и семейного воспитания:
- ценностного отношения к детству
как части духовной жизни семьи, что является источником развития и ребёнка, и
взрослого.
- деятельностный в отношениях
«педагог-семья».
- интеграции внешних и внутренних
факторов повышения воспитательного потенциала семьи.
- доверительных отношений в системе
«семья - ДОУ», включающий готовность сторон доверять компетентности друг друга.
- разграничение ответственности между педагогом и родителем как
партнёрами по общению, каждый из которых несёт персональную долю
ответственности в рамках своей социальной роли.
- комплексности: целостное видение воспитательной компетентности
родителей.
- системности: связан с упорядоченностью периодов развития
воспитательного потенциала семьи от подготовки к будущему родительству к
воспитанию его в разных периодах детства.
В приложении к программе представлен комплекс
санитарно-гигиенических, оздоровительных процедур
Таким образом,основная образовательная программа отражает содержание
образовательного процесса в МКДОУ «ДСПО № 4» в
соответствии с ФГОС ДО, на основании примерной
общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до
школы» Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой